Первоклашка.


Здравствуй, школа!
(в помощь родителям будущих первоклассников)
Вашему ребенку пора идти в школу.
Готов ли он к школьному обучению, т.е. будет ли его развитие (социальное, физическое и психическое) соответствовать требованиям школы? Готова ли школа к обучению ребенка, т.е. сможет ли учесть его индивидуальные способности, сохранить здоровье и обеспечить условия для его нормального роста и развития. Только в том случае, если совпадут «готовность ребенка» и «готовность школы» обучение в школе не станет тяжелым испытанием ни для ребенка, ни для родителей. Однако, что такое «готовность», все понимают по-своему. Для одних – это умение читать, считать, писать (таких родителей, пожалуй, большинство), для других – это способность сосредоточиваться на определенном деле и выполнять его по инструкции, для третьих – это большой запас знаний и сведений по принципу «Все обо всем», для четвертых – это желание ребенка быть послушным и выполнять требования взрослых. И каждый будет прав по-своему. Это связано с тем, что абсолютного толкования понятия «готовность» не существует – для разных детей, для разных условий и требований обучения оно свое. 
Что же необходимо сделать, чтобы для первоклассников день 1 сентября стал особенным днем - радостным и волнующим, который запомнится им на всю жизнь, а для Вашей семьи первый учебный год стал бы успешным и благополучным и принес бы радость новых знаний и открытий?
 Формы подготовки ребенка к школе:
 В настоящее время существует несколько вариантов подготовки детей к школе:
 • на занятиях в старшей группе детского сада (для посещающих дошкольные учреждении;
 • на занятиях в группах развития на базе учреждений дополнительного образования.
 • в группах кратковременного пребывания (на базе детских садов, прогимназий);
 • в семье.
 При поступлении в школу ребенок и родители проходят определенное испытание. Для родителей это демонстрация своего ребенка и тех достижений, которых они добились в результате воспитания. Все родители хотят, чтобы их ребенок выглядел как можно лучше и внешне, и внутренне, чтобы он смог свободно показать все то, чему его научили родители. Ребенок, в свою очередь, старается оправдать ожидания родителей, улавливая их, даже если они не обозначаются словами. Но в любом случае это испытание волнительно и тревожно, поэтому к предстоящему событию надо готовиться заранее. Не только готовить ребенка, но и готовиться самим.
Необходимо заранее купить школьные принадлежности, одежду для школы. Их покупка чрезвычайна важна для будущего первоклассника. Было бы замечательно, если бы в походе в магазины участвовала вся семья. Купленные вещи содержат в себе еще одно подтверждение родительской любви.

Десять советов родителям будущих первоклассников.

 Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
 Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
 Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).
 Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?
 Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли).
 Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).
 Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
 Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
 Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
 Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: БУДУЩЕМУ ПЕРВОКЛАССНИКУ ЖЕЛАТЕЛЬНО ЗНАТЬ И УМЕТЬ ……………………………………..

Уважаемые родители! Ваш ребенок скоро станет первоклассником. Для успешной адаптации ребенка к школьной жизни, ему необходимы некоторые знания и умения.

Психологическая  готовность ребенка к школе.

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная  и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе означает: к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний:
 - он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу
 и обратно, до магазина и так далее;
-  ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть
 любознателен;
-  должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
-  ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками
 и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим
 ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок
 должен понимать и признавать авторитет взрослых;
-  толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на
 конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
- ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно
 выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно
 оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
-  способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но
 этого требует учебная программа;
-  усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать
 взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
   Познавательная готовность ребенка к школе
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь  ребенок в шесть -семь лет?
1)      Внимание.
- Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати
 минут.
-Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
- Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на
 своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
- Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.
 Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если
 ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое –
 постучать ногами, если птица – помахать руками.
Математика.
-  Цифры от 0 до 10.
-  Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
- Арифметические знаки: « », «-«, «=».
- Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
-  Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу,
 над, под, за и т. п.3)
Память.
- Запоминание 10-12 картинок.
- Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
-  Пересказывание текста из 4-5 предложений.
 Мышление.
-  Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а
 компот…» и т. п.
 - Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги,
 кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
- Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
- Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
-  Складывать пазлы без помощи взрослого.
-Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.
Мелкая моторика.
- Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима
 при письме и рисовании.
-  Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
-  Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
- Выполнять аппликации.
Речь.
- Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти,
 солнечный зайчик, играть.
- Понимать и объяснять смысл пословиц.
- Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
-  Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
-  Различать в словах буквы и звуки.
Окружающий мир.
-  Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы,
 овощи, фрукты и так далее.
- Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы,
 дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их
 работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Заключение

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог
 школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с
 радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе.
 Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на
 которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом,
 советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится
 в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.

 Как помочь ребенку адаптироваться к школе?
    Период адаптации обычно занимает от 3-4 недель до 2-3 месяцев.
   От родителей требуется помощь и поддержка при освоении нового уклада жизни. Важно быть особенно внимательным к ребенку и быть готовыми сотрудничать с педагогами.
    Что происходит в период адаптации?
    Значительно повышается нагрузка на организм, особенно так называемая статическая нагрузка. Потребность в двигательной активности остается прежней, а школьные условия требуют много времени находиться в сидячем, неподвижном положении.   От первоклассника требуется значительно повысить уровень внимания и умственного напряжения.     Непроизвольное запоминание в игре уступает место целенаправленному обучению за счет усилий воли.  Ребенок попадает в новый для себя жизненный уклад. Ему приходится осваивать множество правил поведения образовательного учреждения, которые значительно отличаются от принятых в семье. Особенно это сложно детям, не посещавшим детский сад.  Первоклассник оказывается в новом коллективе сверстников и среди незнакомых взрослых, с каждым из которых ему необходимо выстроить отношения, найти свое место в группе.
 Что делать родителям?
Серьезно отнеситесь к планированию режима дня первоклассника. Прежде всего, он должен быть стабильным. Важно также проследить, чтобы у ребенка было достаточно двигательной активности и возможности отдохнуть (в том числе времени на сон не менее 11 часов).
      Не делайте для ребенка переход слишком резким. Ребенок не может в одночасье превратиться из играющего малыша в прилежного школьника. Еще весь первый год обучения игра остается для ребенка мощнейшим инструментом познания, многие знания первоклассник гораздо лучше усвоит именно в игровой форме. Не возбраняется и брать с собой в школу любимую игрушку, чтобы поиграть на переменах.
Поощряйте первоклассника за любые успехи в учебе и других сторонах школьной жизни. Учите ребенка адекватно оценивать себя, сравнивая свои прошлые и нынешние результаты. Подчеркивайте сильные стороны вашего ребенка. Хвалите за конкретные достижения, а не в целом.
Активно участвуйте сами в школьной жизни. Очень важно разобраться в том, как проходит школьный день вашего первоклассника, интересоваться всеми мелочами его «новой жизни». Налаживайте взаимодействие с учителем, только совместными усилиями возможно помочь ребенку быстро освоиться в новой роли.
Помогите ребенку разобраться со школьными правилами. Расскажите, зачем нужно каждое из них, почему так важно их соблюдать. Школьные звонки, правило «поднятой руки», обращение к педагогу, правила поведения в столовой и многое другое – все это ново для вашего ребенка и может вызвать немалый стресс.
Интересуясь, как прошел день, задавайте вопрос не «Как ты себя сегодня вел?», а «Что было интересного?», «Что тебя удивило?», «Что было сложно?» и т.д. Важно, чтобы ребенок делился с вами своими открытиями, успехами, трудностями и сомнениями, а не формальными оценками своего поведения.
Помогайте ребенку наладить общение с одноклассниками. Обсуждайте сложные ситуации общения, конфликты, подсказывайте ребенку способы подружиться с другими детьми, делитесь собственным детским опытом. Старайтесь не пропускать совместных классных мероприятий.
Поработайте над собственными чувствами и ожиданиями. Иногда родители сами «заражают» ребенка своими тревогами относительно школы, формируют напряжение собственными ожиданиями от ребенка, причем как негативными, так и позитивными.
ПАМЯТКА     (для родителей)
"Как вызвать у ребенка интерес к обучению в школе"
 1. Расскажите ребенку о своих школьных годах. Такие беседы помогут вызвать интерес к школе и нейтрализовать возможные страхи. Поделитесь с ребенком своими воспоминаниями о любимых учителях и предметах, о школьных достижениях (участии в олимпиадах или победе на школьном конкурсе), посмотрите вместе с ним свои школьные фотографии. Важно сформировать у него отношение к школе как важному и интересному этапу жизни. Чем чаще слова "учеба", "учиться" будут звучать в положительном ключе, тем вернее будет складываться интерес ребенка к получению новых знаний.
 2. Организуйте дома рабочее место для будущего школьника. Позиция родителей:"Ты - будущий первоклассник, мы вместе подготовим тебе стол для занятий. Освободи часть полок от игрушек и выбери, где будут лежать твои учебники, карандаши и ручки". В результате ребенок поймет, что отношение к учебе в школе отличается от отношения к посещению детского сада.
 3. Приобщайте ребенка к чтению, прививайте любовь к книгам - это важная часть подготовки к процессу приобретения новых знаний.
 4. Поиграйте с ребенком в "школу наоборот". Ребенок будет учителем, а мама (папа, бабушка) - прилежными и не очень прилежными учениками. "Учитель" дает задание нарисовать корабль (цифры, буквы и т.п.). "Прилежные ученики" стараются рисовать аккуратно, а нерадивый выкрикивает с места:"А я не умею! Я хочу домой к маме!" Важно побудить ребенка к принятию взрослой роли учителя:"Сейчас у нас урок, он закончится через 15 минут, и ты пойдешь домой. А пока постарайся нарисовать аккуратно". После выполнения задания "учитель" ставит "ученикам" отметки за рисунки и за поведение на уроке. Важно помочь ребенку адекватно оценить поведение и успехи "учеников". Такая игра потребует творческого подхода к общению с ребенком.
 5. Отмечайте любой успех ребенка в учебных занятиях. Без ощущения успеха мотивация ребенка к учебе пропадет. Это относится к любой деятельности - не важно чем занят человек, если он не получает от этого удовлетворения. Оценивая свои результаты как неудачные, он рано или поздно потеряет интерес к этой деятельности. Чтобы ребенок не утратил желание учиться при первых же трудностях, с которыми ему неизбежно придется столкнуться, очень важно подчеркивать и отмечать его успехи в учебе. Это должны делать именно родители. Среди педагогов похвала распространена значительно меньше, нежели порицание за ошибки. Если у ребенка что-то не получается и даже если объективно хвалить его не за что, то надо непременно похвалить за старание:"Молодец, ты старался, в следующий раз у тебя обязательно все получится!"
Рекомендации по развитию у детей положительного отношения к школе
- Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
- Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из  школы.
-Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
- Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма.
- Воспитывайте детей игровыми средствами.
- Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.
- Обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте ему взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу.
- Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных, жизненных ситуациях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий